Андр Иствус
март, 2012

Новый поисковик

С развитием интернета вопрос о глобальном хранилище информации отпал сам собой. Но остро поднялся вопрос поиска нужной информации. Могут ли современные поисковые системы найти то, что ищут люди?

Кажется, все гладко и здорово. Специально разработанный паук лазает по сайтам и индексирует всю имеющуюся информацию в единой базе данных. Набираешь обычное предложение в строке поиска и получаешь несколько десятков, а лучше сотен ссылок, среди которых уже визуально находишь именно то, что искал. Если не нашел, то скорее всего потому, что этого еще нет в интернете.

Но количество информации увеличивается. Поисковые технологии становились все изощреннее. Количество найденных страниц переваливает за миллионы. Среди такого объема визуально искать бесполезно. Теперь пользователю не просто надо выдать ссылки на эти страницы, а упорядочить их по актуальности, по спросу, по цитируемости, да мало ли по каким критериям. В этом и проблема - по каким?

На безграничном интернет-пространстве сталкиваются три интереса. Интерес автора, который хочет, чтобы ссылка на его сайт была в числе первых. Но он не знает, как лучше сформировать этот контент, чтобы поисковик посчитал его более достойным. А если знает, то получается сайт, который больше любят поисковики, а не пользователи.

Второй интерес – интерес поисковика, который не знает, какие ссылки более важные для пользователя, поэтому придумывает всевозможные критерии упорядочивания и ограничения. Поскольку рост объема информации происходит очень стремительно, то так же стремительно растут и правила и ограничения на контент. Все эти нововведения только усложняют и задерживают поиск, создают ненужные проблемы разработчикам сайтов.

Третий интерес – интерес пользователя, который хочет найти то, что ему нужно, затратив минимум времени и интеллектуальных сил по формулированию запросов.

Давайте рассмотрим практические примеры.

Совсем недавно прошли выборы президента России. Очень удобный случай, чтобы «продвинуть» свой сайт, дав интересный материал или просто включив слова на тему выборов в список «ключевых слов». А слов-то собственно всего ничего «выборы, президент, Россия, 2012». Представляете, сколько материала появилось в мировой сети на эту тему?

Новый поисковик

Конечно, сайты, где присутствует подобный набор слов, поисковик будет продвигать вверх, если в запросе содержатся все эти слова. А если не все? Собственно, думаю, сегодня уже не играет роли, сколько ответов предложит поисковик, 1 миллион или 100. Как можно угадать, что захочет пользователь узнать про выборы? Любое добавление уточняющих слов лишь вводит поисковик в заблуждение и увеличивает количество неправильных ответов, да и порядок ответов очень далек от идеального.

А что должен набрать пользователь, чтобы найти конкретно его интересующую информацию? Количество слов в запросе не должно быть больше или меньше определенного оптимального числа, когда наиболее узок и точен предлагаемый ассортимент ответов. Да и набор, и порядок слов должны быть оптимальными и наиболее близко соответствовать искомому материалу. А как тут угадать?

После окончания выборов мне очень захотелось найти статистику, как проголосовали регионы. Прямым поиском я эту задачу не решил. Но после долгих переходов с сайта на сайт, я, наконец, нашел то, что искал. Оказалось, что этот материал называется «Карта выборов президента». Я не поленился и ввел в поисковике «Карта выборов президента». Первой ссылкой получил какие-то географические карты, а второй «выборы президента: карта легла на Путина». Еще один немаловажный аспект, как поисковику объяснить, какую карту я имею в виду, игральную или еще какую.

А вдруг какой-нибудь креативный сомелье включит в свою карту вин напиток «Выбор Президента», как прикажете ему продвигать свой контент в интернете?

Мне видится, что подобный путь неминуемо ведет в тупик. Как ни ускоряй процессоры и ни оптимизируй поисковые индексы, лавинообразный рост количества информации неминуемо делает свое дело. И главным препятствием на пути поиска нужной информации подобным способом становится сам человек.

А есть ли решение проблемы? Да, есть!

Нужно лишь объединить усилия всех трех сил интернета, которые до этого действовали вразнобой. Во-первых, поисковик не должен лазать по Интернету, как бомж по помойкам. Все уже знают, что такое поисковик, и сами зарегистрируют информацию, которую они считают публичной. Задача поисковика теперь - предоставить удобный доступ к информации, найти то, что нужно.

Автор идеи и сайта www.mosaicinfo.ru пошел именно по этому пути и создал все необходимые для этого инструменты. И для того, кто ищет, и для того, кто хочет, чтобы те, кто ищет, нашли то, что ищут.

Вот уж, действительно, все гениальное просто!

Тут же есть презентация, где вашему вниманию предлагаются учебные демо-ролики. Очень интересно, смотрите!